В 2016 году только 12% предложений в дорогих сегментах (от 15 млн руб.) загородного рынка Московской области смогут найти своего покупателя. К такому выводу пришли специалисты риелторской компании Penny Lane Realty, сравнив текущее предложение отдельно стоящих коттеджей с реализованным на них спросом в 2015 году.
В сегментах дорогих загородных домов Подмосковья (классы бизнес, премиум, элит и де-люкс) отмечено разное соотношение спроса и предложения и, соответственно, указаны сроки их реализации. Например, в бизнес-классе (от 15 до 60 млн руб.), по данным Penny Lane Realty, на продажу выставлено 1202 объекта, в прошлом году в этой категории реализовано 243 коттеджа. В самой высокобюджетной нише де-люкс (от 250 млн руб.) представлено 732 дома, при этом в 2015 году было продано 28. Таким образом, в бизнес-классе в год реализуется один из шести домов, а в классе де-люкс — один из 34. Предложение в бизнес-классе превосходит спрос почти в пять раз, то есть на реализацию существующего объема понадобится пять лет, в классе де-люкс — 26 лет, подсчитали в компании Penny Lane Realty. В целом предложение подмосковных коттеджей стоимостью от 15 млн руб. превосходит спрос в восемь раз.
Такой разрыв между предложением и реальным спросом на рынке загородного жилья усложняет реализацию дорогих коттеджей в Подмосковье, говорится в исследовании Penny Lane Realty. «Самая жесткая конкуренция именно в сегменте де-люкс, где в 2015 году дисконты действительно доходили до 50%, поскольку продавец понимал: следующий покупатель может прийти через несколько лет», — говорит директор департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын.
Предложение, динамика продаж отдельно стоящих коттеджей (от 15 млн руб.), вероятность продажи дома в различных сегментах
Бизнес-класс
Премиум-
класс
Элит-класс
Де-люкс
Всего
от 15 млн до
60 млн руб.
от 60 млн до
120 млн руб.
от 120 млн до
250 млн руб.
от 250 млн руб.
Текущая экспозиция (шт.)
1202
1283
842
732
4059
Спрос в 2015 году (сделки)
243
164
66
28
501
Количество лет до истощения текущий экспозиции
4,9
7,8
12,8
26,1
8,1
Вероятность продажи дома
15,7%
9,9%
6,1%
3,0%
9,6%
В год продастся один дом из
6
10
16
34
10
При составлении таблицы эксперты Penny Lane Realty заложили вероятное падение рынка на 10%
и среднегодовой прирост экспозиции 16%
(который в большей степени вероятен в сегментах бизнес и премиум).
Чем выше класс сегмента рынка загородной недвижимости, тем шире он представлен готовыми объектами на вторичном рынке, говорится в исследовании. «Так, проекты классов бизнес и премиум на первичном рынке еще есть, а объектов в сегменте де-люкс единицы. При достаточно широком ассортименте предпосылок для роста спроса нет, а вот переход продавцов с долларов на рубли и общий тренд на дисконты послужили повышением покупательского интереса к одним объектам и, соответственно, понижением к тем, владельцы которых не хотят осознавать сегодняшнюю реальность. Чем выше сегмент, тем ниже вероятность продажи дома, а потому уместнее дисконт. И, напротив, чем выше вероятность продажи, тем меньше покупателю следует рассчитывать на снижение цены», — поясняет Сергей Колосницын.
Вместе с тем в Penny Lane Realty отмечают повышенный интерес к определенным объектам загородной недвижимости в Подмосковье. «Тренд на рационализацию подстегнул спрос, и самые привлекательные по цене и качеству объекты вымываются с рынка даже быстрее, чем раньше. Причем такие спонтанные продажи происходили на протяжении всего 2015 года во всех сегментах», — дополняет Сергей Колосницын.
Сергей Велесевич