В Московской области первые проекты многоэтажных и среднеэтажных новостроек классов бизнес и премиум стали выходить на рынок в начале 2010-х. Ранее такой формат был доступен в Подмосковье только на рынке загородного жилья, отмечают опрошенные «РБК-Недвижимостью» эксперты. «Доля предложения классов премиум и бизнес на подмосковном рынке занимает не более 5% от общего объема предложения новостроек. Доминирующими, особенно в 2015 году, на подмосковном рынке были комфорт- и экономкласс», — говорит руководитель аналитического центра инвестиционно-риелторской компании Est-a-Tet Владимир Богданюк.
Бизнес-класс в Подмосковье распределен неравномерно и сосредоточен преимущественно в самых крупных и развитых городах в престижных направлениях, которые фактически уже стали своего рода окраинами Москвы. Добраться до центра столицы оттуда не составляет труда, а инфраструктура — на московском уровне. Среди городов ближнего Подмосковья, по данным Est-aTet, проекты бизнес-класса представлены также в Химках, Одинцово, Красногорске и Мытищах, в остальных городах (Домодедово, Видный, Реутов, Ивантеевка и т. д.) в реализации находятся только новостройки комфорт- и экономкласса. «Наиболее престижные направления — Барвиха, Сколково, Красногорск, Новогорск. Новостройки этого сегмента обычно обладают характеристиками европейского пригорода: собственными или расположенными поблизости образовательными объектами, офисами и административными учреждениями, спортивной инфраструктурой, парковыми и лесными зонами поблизости и транспортной доступностью», — отмечается в совместном исследовании девелоперских компаний «Химки Групп» и «ОПИН».
Проекты премиум-класса в области формата многоэтажной или среднеэтажной городской застройки — это единичные примеры. Одними из пионеров застройки Подмосковья объектами высокого класса стали девелоперы «ОПИН», «Химки Групп» и Millhouse Capital. На сегодняшний день в ближайшем Подмосковье всего несколько таких проектов: «Парк Рублево» (Красногорский р-н), «Олимпийская деревня Новогорск», «Сколково парк» (Сколковское шоссе, Одинцовский р-н, пос. Заречье) и ЖК Level (Рублево-Успенское шоссе).
Более дорогие жилые комплексы в области интересны ограниченному кругу покупателей. Подмосковную недвижимость в высоких ценовых сегментах большинство выбирает, если она загородного формата, считает Владимир Богданюк. Чаще всего квартиры в таких проектах, по оценке эксперта, покупают жители узкой локации, самого города или его окрестностей, которым нужно более качественное и большее по площади жилье. «Они имеют хороший доход, но переезжать в Москву не стремятся, потому ищут жилье в привычной для них локации. В Москве с бюджетом покупки для квартиры категории бизнес они могут рассчитывать максимум на комфорт-класс», — поясняет Владимир Богданюк.
Почему в Подмосковье так много эконома
Директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп» (г. Москва) Дмитрий Пантелеймонов:
— Увеличение объемов застройки жилья классов эконом и комфорт в Подмосковье в последние годы объясняется несколькими факторами. Первый — это трудовая миграция: по некоторым подмосковным локациям доля покупателей из других регионов РФ составляет 30–40%. Второй — решение жилищных проблем москвичей и жителей Подмосковья. Для москвичей в большей степени это отселение родителей или детей, для жителей Подмосковья — приобретение нового жилья для молодой семьи. Решать проблему жилья в Москве не представлялось возможным вплоть до середины 2015 года из-за высоких и часто завышенных цен на московские квартиры. Третий фактор — частные инвесторы, которые до конца 2014 года активно шли на рынок новостроек с практически гарантированной доходностью в 20% годовых. В этих условиях бизнес-класс, доля которого традиционно ниже, чем комфорт и эконом, постепенно начал вытесняться. Именно по этим причинам московский пригород не похож на европейский. В ближайшие годы нас ждет уверенный спад уровня жизни большинства населения и, как следствие, дальнейшее сокращение объемов строительства жилья бизнес- и комфорт-класса в пользу эконома.
По цене такие квартиры соответствуют столичным новостройкам комфорт-класса, подсчитали в Est-a-Tet. По итогам 2015 года средневзвешенная цена в новых проектах комфорт-класса в Москве составила 135,6 тыс. руб. за 1 кв. м. По данным компании «Химки Групп», в области квартиры класса бизнес плюс стоят 215 тыс. руб. за 1 кв. м. Аналитики «ОПИН» утверждают, что средняя цена за «квадрат» в премиум-классе — 264 тыс. руб. За прошлый год рублевые цены выросли на 13% в премиум-классе и на 19% в классе бизнес плюс. По оценке девелоперов, таких показателей не демонстрирует практически ни один сегмент в Московском регионе.
Практически все ранее вышедшие на рынок проекты, по информации игроков рынка, находятся на высокой стадии готовности. «Объем предложения в сегменте среднеэтажного монолитного жилья, отвечающего характеристикам европейского пригорода, все последние 12 месяцев продолжал снижаться, так как новых проектов выходило мало», — говорит Владимир Богданюк.
В ближайшей перспективе этот сегмент окажется в дефиците, считают опрошенные редакцией «РБК-Недвижимость» эксперты. «Рост доли жилья бизнес- и тем более премиум-класса в Подмосковье нецелесообразен, поскольку большие объемы такого предложения спрос просто не поглотит. Для успешной реализации проектов бизнес-класса в Подмосковье в узкой локации должен сформироваться отложенный спрос на такое более комфортное жилье. Это значит, что направление должно быть престижным, а рынок не перенасыщенным аналогичными проектами», — считает Владимир Богданюк. В то же время, по оценке партнера девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрия Котровского, новостройки высокого класса с инфраструктурой, которые качественно отличаются от массовой застройки, в перспективе двух-трех лет имеют высокий инвестиционный потенциал и на рынке продажи, и на рынке аренды. «Это штучный продукт. Конкуренция внутри таких проектов у собственников гораздо ниже, чем у типовых панельных многоэтажек с тысячами совершенно одинаковых квартир», — поясняет он.
Сергей Велесевич