Вантовые, висячие, арочные, разводные — мосты отличаются разнообразием конструкций и своим предназначением. А главное — они могут соединять не только берега, но и народы
Фото: David R. Frazier/Global Look Press
Мосты — одно из древнейших инженерных изобретений, которое облегчает жизнь людей. Они позволяют сокращать финансовые издержки и тратить намного меньше времени, чем при паромной переправе. Мосты нередко становятся архитектурным украшением и даже символом крупных городов. Со временем их конструкции усложнились от перекинутых через ручей бревен до многокилометровых сооружений из бетона и стали. Сегодня многие из них связывают не только берега рек, но и разные государства. Например, такой «пограничник» может появиться между Россией и японским островом Хоккайдо. А благодаря использованию современных технологий его строительство обойдется сравнительно недорого, уверены эксперты. Рассказываем о восьми пограничных мостах, которые объединяют разные государства и делают путешествия между ними намного проще.
Амбассадор: США и Канада
Фото: Brian KaufmanDavid R. Frazier/Global Look Press
Амбассадор — самый длинный висячий мост, связывающий две страны. Стальная конструкция протяженностью 2,28 км построена между американским Детройтом и канадским Уинсором. Вечером здесь можно прокатиться на туристическом судне и полюбоваться эффектной подсветкой Амбассадора. Мост в стиле ар-деко с элементами готики возведен в ноябре 1929 года. Сегодня по нему проходит четверть всех торговых перевозок между странами. А это около $1 млрд оборота ежедневно. Неудивительно, что Амбассадор считается наиболее загруженным участком американо-канадской границы. Проезд по мосту платный. Для мотоциклов и легковушек установлен тариф $5, для автобусов и автомобилей с прицепом — $10. Раньше на южной стороне Амбассадора действовали отдельные дорожки для пешеходов и велосипедистов. Из соображений безопасности их пришлось закрыть после трагических событий 11 сентября 2001 года.
Мост невозвращения: КНДР и Республика Корея
Фото: Wikimapia.org
Этот мост — один из ярких символов холодной войны между двумя Кореями. С тех времен мост почти не изменился, а на его границах до сих пор стоят контрольно-пропускные пункты. Свое название Мост невозвращения получил неслучайно. Вплоть до 1968 года он использовался для обмена пленными. Южнокорейские солдаты возвращались по мосту домой, а северокорейские — добровольно сдавались в плен. При этом любой перешедший по нему уже никогда не возвращался на противоположную сторону. Сооружение находится в демилитаризованной зоне. Люди до сих пор считают ее одним из самых напряженных мест на планете. Это легко объяснимо. В северокорейских перебежчиков здесь до сих пор стреляют. Чтобы попасть к мосту в составе экскурсионной группы, потребуется подписать специальный документ. Таким образом правительство Южной Кореи снимает с себя ответственность за возможную гибель туристов.
Мост водопада Виктория: Замбия и Зимбабве
Фото: Thomas SbampatoDavid R. Frazier/Global Look Press
На границе двух африканских стран расположен один из самых живописных в мире мостов. Это основной транспортный путь между ними. Мост является одновременно пешеходным, автомобильным и железнодорожным. Всего в 350 метрах от него — водопад Виктория, одна из самых ярких африканских достопримечательностей. Поэтому здесь так любят собираться туристы и фотографы. Все конструкции моста были изготовлены в Великобритании, а строительство заняло чуть больше года. Для его официального открытия в 1905 году власти пригласили профессора Джорджа Говарда Дарвина — сына Чарльза Дарвина. С годами из-за ненадлежащего ухода виадук стал разрушаться. Даже после ремонта его максимальная нагрузка остается невысокой. Сегодня здесь находится небольшой музей, кафе и 111-метровый банджи-джампинг. Правда, после инцидента в 2012 году испытать себя отваживаются немногие. Во время очередного прыжка на нем оборвался трос, и австралийка упала в реку с крокодилами и акулами.
Эресуннский мост: Дания и Швеция
Фото: NielsDKDavid R. Frazier/Global Look Press
Эресуннский мост — это совмещенный мост-тоннель, который проходит через пролив Эресунн. Двухэтажная восьмикилометровая конструкция стоимостью около $2,5 млрд включает четырехполосную автомагистраль и двухпутную железную дорогу. С 2000 года мост соединяет датский Копенгаген и шведский Мальмё. Поскольку страны входят в Шенгенскую зону, а паспортный контроль между ними отменен, многие шведы ежедневно добираются по нему до работы. Их привлекают более высокие датские зарплаты. Для таких пассажиров предусмотрены скидки до 75% от стоимости билета. На подступах к Копенгагену мост «уходит» на дно пролива, превращаясь в подводный тоннель. Это необходимо, чтобы не создавать препятствий самолетам, заходящим на посадку в близлежащий аэропорт. К тому же такая конструкция позволяет не ограничивать судоходное движение через Эресунн. В 2011 году скандинавы сняли детектив «Мост», который завоевал популярность по всему миру. Все события сериала разворачиваются вокруг Эресуннского моста.
Красный мост: Грузия и Азербайджан
Фото: Wikimedia.org
На дороге между Тбилиси и Гянджой находится один из самых древних пограничных мостов. Это четырехпролетное арочное сооружение длиной 175 метров. Его построили еще XVII веке, а свое название мост получил благодаря цвету кирпича. Известно, что камни для его постройки скреплялись между собой при помощи специального раствора. Основной ингредиент — куриные яйца. Конструкция была возведена на месте прежнего моста XII века, опоры которого до сих пор можно заметить ниже по течению реки Храми. В советские годы по Красному мосту переходили грузино-азербайджанскую границу. А в 1998 году здесь построили новый широкий мост, поэтому Красный теперь практически не используется. Тем не менее действующий контрольно-пропускной пункт сохранил название «Красный мост». Сегодня Азербайджан и Грузия ведут переговоры о реставрации старинной постройки. В этих странах мост официально признали памятником национального значения.
Мост короля Фахда: Саудовская Аравия и Бахрейн
Фото: Imago stock&peopleDavid R. Frazier/Global Look Press
Еще один удивительный «пограничник» построен между городом Эль-Хубар и островным Бахрейном. Это целый комплекс из трех крупных мостов и насыпных островов, который протянулся на 25 км. В отличие от Саудовской Аравии, в Бахрейне разрешен алкоголь. Здесь есть клубы и бары, которые любит посещать молодежь. До 1986 года жителям приходилось пересекать границу на пароме — поездка через Персидский залив занимала около суток. Теперь здесь проложена четырехполосная автомобильная дорога, а на весь путь уходит не больше часа. Самый крупный искусственный остров находится в центре конструкции. Это и есть граница двух государств. Специально для туристов здесь построена вышка с рестораном и панорамным видом на Саудовскую Аравию и Бахрейн. Долгое время для одиноких туристок это был один из немногих шансов взглянуть на закрытую страну. Строительство моста обошлось властям Саудовской Аравии недешево. По разным оценкам, они заплатили от $0,8 млрд до $1,2 млрд.
Новая Европа: Румыния и Болгария
Фото: Wikimedia.org
Новая Европа — 3,5-километровый вантовый мост через Дунай, созданный в 2012 году. Он является частью общеевропейского транспортного коридора и связывает румынский город Калафат с болгарским Видином. Жители последнего просили построить мост еще в начале прошлого века. Румыния поддержала эту идею, но на ее реализацию потребовалось больше 100 лет. А до тех пор здесь работала паромная переправа. Трудность состояла в том, что паром отправлялся в путь только после полной загрузки. Летом из-за низкого уровня воды он часто застревал, а зимой не мог передвигаться по замерзшей реке. Новая железобетонная конструкция включает четырехполосную дорогу для автомобилей, железнодорожные пути, дорожки для пешеходов и велосипедистов. Поскольку Румыния и Болгария пока не входят в Шенгенскую зону, кабины для сбора оплаты за проезд служат одновременно пунктами пограничного пропуска.
Нарвский мост Дружбы: Россия и Эстония
Фото: Wikimedia.org
Свой транснациональный мост есть и в России. Его длина — всего 162 метра. Пятипролетный «пограничник» связывает эстонскую Нарву с расположенным в Ленинградской области Ивангородом. Это тоже часть одного из европейских маршрутов. До 1941 года здесь находился гранитный арочный мост, который советские бомбардировщики уничтожили при отступлении Красной Армии. Современную постройку открыли в 1960 году. Мост окружен живописными пейзажами и расположен между двумя мировыми достопримечательностями — Ивангородской и Нарвской крепостями. По обе стороны от моста расположены пешеходные дорожки, но просто так прогуляться по ним не удастся. «Дружба» является пограничной зоной, и свободный доступ сюда закрыт. Кстати, по традиции перед Новым годом на мосту встречаются российский Дед Мороз и эстонский Санта-Клаус. А с 2012 года здесь проходит международный фестиваль культуры «Мост Дружбы».
Автор:
Ульяна Смирнова.