Что общего у «Космической одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика и советского пылесоса «Сатурн»
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»
Ретрофутуризм — это жанр искусства, описывающий мир будущего, базирующегося на технологиях, моде и стилистике прошлого, которые в реальном мире, как правило, вышли из употребления. Это полуностальгическое и полуироничное воззрение на прошлое, или воспоминания о будущем. Причем о космическом будущем.
В 1968 году на большие экраны вышел фильм Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Интерьеры космического корабля в представлении Кубрика — это показ эпохи исследований далекого космического пространства, о котором грезило поколение 1960-х. И в 1970–1980-х эта эпоха наступила — а ностальгия осталась. «Одиссея 2001 года» стала культовой, вобрав в себя все настроения и черты ретрофутуризма. За Кубриком этуже тему исследовали Терри Гиллиам в «Бразилии» и Джордж Лукас в «Звездных войнах».
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»
(Фото: Global Look)
В советском кинематографе ретрофутуризм нашел свое отражение в «Солярисе» Тарковского, декорации для которого строил Михаил Ромадин.
Актеры Донатас Банионис (слева) в роли Криса и Юри Ярвет в роли Снаута во время съемок фильма Андрея Тарковского «Солярис». 1971 год
(Фото: Валентин Мастюков /Фотохроника ТАСС)
Стилистические элементы ретрофутуризма стали появляться в архитектуре и бытовом дизайне. В начале 1980-х испанский архитектор Рикардо Бофилл спроектировал для Парижа жилой комплекс «Пространства Абраксаса» (Les Espaces d’Abraxas). Именно он «снимался» в фильме-антиутопии «Бразилия» Терри Гиллиама.
Жилой комплекс «Пространства Абраксаса» в Париже
(Фото: ricardobofill.com)
Руководитель мастерской NOOR Architects Михаил Беляков:
— Ретрофутуризм вдохновлялся воображаемым будущим, которое существовало в сознании писателей, художников и кинематографистов в период до 1960 года. Футурологические видения следовали за развитием общества и предлагали ностальгический образ будущего. Тогдаже появилось и понятие футуристического ретро, примером которого можно назвать Стимпанк: когда технологии будущего «одеваются» в оболочку ретростилей искусства, одежды и дизайна, создавая смесь прошлого, настоящего и будущего.
Ярким примером ретрофутуризма является архитектура и дизайн эпохи космических гонок конца 50-х — середины 70-х годов прошлого века. Советский «Спутник-1», здание президиума РАН или даже пылесос «Сатурн». Архитектурных примеров тоже было немало: Rundhaus архитектора Juni Ludowici, «Деревня Wanli» в Тайване по проекту Матти Сууронена, знаменитый «Атомиум» Андре Ватеркейна, капсульная башня «Накагин» Кисё Курокава и многие другие постройки послевоенного культурного возрождения Японии.
Советский пылесос «Сатурн»
Ретрофутуризм можно было найти и в советской архитектурной мысли — например, в городах-плотинах Казимира Луческого. В 1974 году в журнале «Техника-молодежи» архитектор Луческой представил проект города 2000 года в Беринговом проливе. «Давайте совершим путешествие по необычному городу, чьи контуры изображены живописцем на развороте. Этот город будущего соединяет два материка — Азию и Америку. Назовем его по имени пролива — город Берингов», — говорилось в описании проекта.
Город-плотина Казимира Луческого
(Фото: «Техника-молодежи».- 1974.- 2.- С. 20-21)
Руководитель бюро MAD Architects Мария Николаева:
— Среди реализованных в СССР архитектурных проектов, которые можно отнести к ретрофутуризму, — домбайская «Тарелка»: проект «Футуро», которую летом 1969 года построил финский архитектор Матти Сууронен. «Это дом в форме летающей космической тарелки, рассчитанный на восемь мест. Некоторое время он находился в Финляндии и выступал как гостинично-музейный объект, а затем был подарен СССР в знак дружбы и доставлен на Домбай. Также этому течению принадлежат здания Белэкспо в Минске по проекту Леонарда Москалевича и пансионат «Дружба» в Мисхоре под Ялтой.
«Летающая тарелка» на склонах домбайской горы Мусса-Ачитара
(Фото: Бушухин Валерий/Фотохроника ТАСС)
Вид чехословацко-советского пансионата «Дружба» в Ялте
(Фото: Дудченко Константин/Фотохроника ТАСС)
В бытовом дизайне ностальгия по будущему впервые проявилась в «умных домах» в США. Следуя за этим дизайном, космические интерьеры появились и в Советском Союзе.
Мебель Пярнуского деревообрабатывающего комбината «Вийснурк». Эстонская ССР, 1976 год
(Фото: Таркпеа Эндель/Фотохроника ТАСС)
Однако в дизайне интерьеров ретрофутуризм стал отходить от космической тематики. Ностальгировать стали просто по прошлому.
Во многом сегодняшний хай-тек, оставшийся по большей части в элементах, а не в цельном воплощении, взял свою основу именно из ретрофутуризма. Прочтение нового через элементы старого надолго закрепилось почти во всех сферах искусства — от архитектуры до музыки. Современные сериалы, посвященные теме 1960–1970-х, также обыгрывают тему ретрофутуризма: можно вспомнить «Винил», «Безумцев» и даже российские «Оттепель» и «Оптимисты».
Кадр из сериала Mad Men
Творчество самого современного промышленного дизайнера Карима Рашида тесно связано с ретро, его мебель из будущего, но с отсылками к стилистике прошлого.
Проект Katyia Bedroom
(Фото: karimrashid.com)
К классическому — космическому — ретрофутуризму можно отнести S-Chair от Вернера Пантона, «звездный» рабочий стол от Маурица Калка и, конечно, Sputnik Lamp от Джино Сарфатти.
Светильник Sputnik Lamp от Gino Sarfatti
Современным прочтением классического ретрофутуризма считается экоотель LEAPRUS 3912 на Эльбрусе, во внешнем виде которого есть отсыл и легкий флер ретроинтерьеров.
Интерьер экоотеля Leaprus на Эльбрусе
(Фото: facebook.com/LeapRusElbrus/)
Из последних примеров можно назвать ресторан «Восход» в парке «Зарядье», космический интерьер которого отличают стеклянные панорамные окна и парящая инсталляция в центре зала. А обновленный павильон «Космос» на ВДНХ — физическое воплощение эпохи 1960-х.
Интерьеры ресторана «Восход» в «Зарядье»
(Фото: http://voshodrest.ru/)
Автор:
Игнат Бушухин.