Арендные ставки для торговых помещений, расположенных на пяти ключевых пешеходных улицах Москвы, выросли в два раза за последние три года, подсчитали в международной брокерской компании CBRE. Речь идет о рублевых ставках, которые запрашивают владельцы объектов. В начале 2013 года усредненная стоимость аренды 1 кв. м в год составляла 73,6 тыс. руб. К началу 2016 года ставки достигли 142 тыс. руб. за 1 кв. м, а в третьем квартале 2015 года поднимались 146 тыс. руб. в год, указывает CBRE.
В это же время рублевые арендные ставки для магазинов, которые находятся на основных торговых улицах столицы, практически не изменились, говорится в исследовании. В начале 2013 года собственники просили за такие помещения 88,7 тыс. руб. за 1 кв. м в год – в тот момент эти объекты были дороже тех, что базировались на пешеходных улицах. К началу 2016 года ставки стабилизировались на отметке 92 тыс. руб. за 1 кв. м в год – это в полтора раза дешевле аренды помещений на пешеходных улицах Москвы.
В своем исследовании CBRE рассматривала только пять пешеходных улиц: Большая Дмитровка, Никольская, Кузнецкий мост, Арбат и Столешников переулок. В то же время, за прошедшее время в столице появилось несколько новых улиц, освобожденных от движения транспорта. В списке торговых улиц также учитывались одни и те же локации – это Большая Дорогомиловская, Маросейка, Мясницкая, Петровка, Покровка, Пятницкая, Тверская, Новый Арбат, Кутузовский и Ленинский проспект, а также проспект Мира.
За последние годы пешеходные улицы приобрели статус главных прогулочных маршрутов в центре города, объяснили РБК-Недвижимости в CBRE. «Комфортные пешеходные зоны, удобные парковочные карманы, широкие тротуары, велодорожки, зеленые насаждения, дополнительная подсветка – все это создает комфортное общественное пространство, что не может не привлекать жителей и гостей города, тем самым создавая устойчивый покупательский спрос для ретейлеров и рестораторов, арендующих помещения в пешеходных зонах. В целом создание пешеходных зон увеличило спрос на помещения стрит-ретейла на этих улицах, особенно со стороны представителей сегмента общественного питания», – заявила руководитель отдела стрит-ретейла компании JLL в Москве Юлия Назарова.
Привлекательность помещений на пешеходных улицах повысилась из-за того, что гуляющие по этой улице туристы и местные жители больше готовы совершать импульсивные покупки, утверждают в CBRE. «В условиях снижения доходов и, соответственно, активности покупателей, потенциальные арендаторы торговых помещений крайне заинтересованы в локациях с высоким трафиком. Поэтому некоторые собственники устанавливают приемлемые для них коммерческие условия, не опасаясь, что останутся без дохода. Несмотря на низкую активность ретейлеров в целом, многие розничные операторы готовы инвестировать в свое развитие и открывать потенциально-рентабельные торговые точки», – считают в CBRE.
Спрос и арендные ставки увеличиваются не только на тех улицах, которые давно являются пешеходными, но и на тех, что недавно получили этот статус, рассказал «РБК-Недвижимости» ведущий консультант компании RRG Александр Болотников. «После того, как улица становится пешеходной, многие собственники существенно поднимают расценки на аренду площадей, аргументируя это значительным ростом пешеходного трафика. Однако стоит учитывать, что речь идет лишь о заявляемой цене предложения. Будет ли в реальности помещение арендовано по «новой» цене, неизвестно», – считает Болотников. «Если при курсе 33 руб. за $1 помещение на Пятницкой улице площадью 100-150 кв. м стоило в среднем 30-40 $тыс. в месяц, то сейчас такое же помещение можно арендовать примерно по той же цене в рублях – за 0,9-1,2 млн руб. в месяц. Спрос на такие помещения не снизился, вакантность здесь минимальна», – указала Назарова.
Антон Погорельский