История столичной площади Красные Ворота — память о военных и строительных победах России
Сквер у станции метро «Красные ворота»
(Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look)
Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м)деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.
Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.
Российская Империя. Москва. Красные ворота, построенные по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в середине ХVIII века (из материалов Архитектурного музея СССР). Репродукция Фотохроники ТАСС
(Фото: Фотохроника ТАСС)
В 1753–1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26м выше прежней), но уже в камневоссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, онже разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогдаже за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.
Старая Москва. Красные ворота, архитектор Д.В.Ухтомский. /Репродукция Фотохроники ТАСС, 1954 год
(Фото: Фотохроника ТАСС)
Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.
Красные ворота. 1902 год
(Фото: Фотохроника ТАСС)
В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у нихнаходились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.
Станция метро «Лермонтовская» (ныне — «Красные Ворота»). 1985 год
(Фото: Олег Иванов /Фотохроника ТАСС)
Под этой площадью в мае 1935 года в составе первого участка Сокольнической линии Московского метрополитена открылась станция «Красные Ворота» (в 1962–1986 годах — «Лермонтовская»), за которую архитектор Иван Фомин и конструктор Александр Денищенко в 1937 году получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И сводчатый зал станции, выполненный из красного мрамора, и ее южный вестибюль, созданный по проекту архитектора Николая Ладовского, отсылают к образу триумфальных ворот Ухтомского.
Садово-Черногрязская улица. Вид на высотку у Красных Ворот. 1961 год
(Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)
В 1952 году рядом на площади была построена одна из семи сталинских высоток, созданная по проекту главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС Алексея Душкина. Выбор не был случайным: высотка частично принадлежала Министерству путей сообщения (МПС), сотрудники которого впоследствии поселились в жилой части здания. Первоначальный проект Душкина и его соавтора Бориса Мезенцева мало походил на то, что мы видим сейчас, рассказывает внучка архитектора, историк и профессор МАРХИ Наталья Душкина.
Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС
Вместо остроконечного шпиля, которым увенчаны все сталинские высотки, здесь предполагалось установить шлемовидный купол — так распорядился Сталин. В результате дом походил на прижимистого богатыря в доспехах и шлеме — оммаж русскому воину, победившему в только что окончившейся войне. Однако впоследствии от этой идеи отказались из-за технической сложности замысла — «шлем» оказался слишком тяжелым для хрупкой конструкции здания. Тем более что его строительство в какой-то момент оказалось близко к краху в прямом смысле слова.
Южный вход на станцию метро «Красные ворота»
(Фото: Николай Галкин/ТАСС)
В отличие от шести других высоток душкинское сооружение было связано с метро: здание возвышается прямо над станцией «Красные Ворота», которая до 1952 года имела только один, южный выход. Душкин настоял на строительстве второго выхода на противоположной стороне Садового кольца. Над наклонным спуском в метро находился тяжелейший каркас здания, перекрыть Каланчевскую улицу для строительства означало парализовать движение по основной городской трассе.
Высотное здание на площади Красных Ворот
(Фото: Василий Шитов/ТАСС)
Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.
В административно-жилом здании на площади Красных Ворот
(Фото: Василий Шитов/ТАСС)
В 1990-е и нулевые некоторые радикальные историки и активисты предлагали восстановить Красные ворота наряду с Сухаревой башней и Чудовым монастырем. «Технически это осуществить крайне сложно, поскольку ворота стояли посреди Садового кольца. И потом, для восстановления этого памятника сегодня недостаточно научной базы: в отличие от других памятников, Красные ворота не были тщательно обмерены и зафиксированы перед сносом.
Вид на наземный вестибюль станции метро «Красные ворота»
(Фото: Василий Шитов/ТАСС)
Именно поэтому говорить о полном воссоздании триумфальной арки тяжело — даже если власти на это решатся, мы получим неудачную и мало похожую на оригинал копию. Но и совсем противиться идее сердце не позволяет, поскольку подобный жест былбы восстановлением исторической справедливости», — говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.
Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС
Однако сохранить память об утраченном памятнике можно, уверен градозащитник, — достаточно сделать небольшое археологическое раскрытие фундаментов Красных ворот и стоявшей рядом с ними церкви Трех Святителей.
Автор:
Ольга Мамаева.