«РБК-Недвижимость» вспоминает, как менялся праздничный дизайн улиц от десятилетия к десятилетию
Новогодняя елка в Кремле, 1977 год
(Фото: Олег Иванов и Борис Кавашкин / Фотохроника ТАСС)
Наглядная агитация была важнейшим инструментом массовой пропаганды в СССР. Особое внимание при этом власти уделяли символическому освоению городского пространства. Прежде всего, это касалось крупных городов, которые в дни главных государственных праздников — 1 мая и 7 ноября, а позднее и в Новый год — превращались в одну большую сцену для агитационного театрального действия.
12 апреля 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет «О памятниках Республики», который предписывал снять с площадей и улиц все памятники, «воздвигнутые в честь царей и их слуг». В этом документе было прописано требование «спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими чувства революционной трудовой России». Разработка новой городской эстетики была поручена специально созданной комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ республики. С тех пор праздничное оформление улиц, площадей, бульвары стало отдельной и чрезвычайно важной художественной индустрией, на которую советские руководители не жалели ни творческих, ни материальных ресурсов.
«РБК-Недвижимость» вспоминает, как менялся облик новогодней Москвы с послевоенного времени до перестройки.
Возвращение Нового года
Феномен советского Нового года начал формироваться в 1935 году, когда правительство СССР решило возродить этот праздник после публикации статьи Павла Постышева в «Правде», где он предложил вернуть детям «атмосферу волшебства и сказки». Именно тогда в продаже вновь появились елки и елочные украшения, по всей стране начали проводить детские праздники и народные гуляния, а советские города получили привычное нам новогоднее убранство. Причем наряжать улицы начинали значительно позже, чем сегодня, — во второй декаде декабря.
Оформление городов к праздникам всегда было важной частью наглядной политической агитации, именно поэтому все годы советской власти в стране работали тысячи профессиональных художников-оформителей. В Московском союзе художников до сих пор существует секция художественного проектирования и товарищество плакатистов — эти художники, в том числе монументалисты, делали растяжки, плакаты, настенные панно с поздравлениями и тематическими сюжетами. При Союзе художников СССР также действовали комбинаты, на которых члены Союза производили свои оформительские проекты.
«Каждый проект, прежде чем быть представленным городу или организации-заказчику, проходил художественный совет. Проекты представляли на планшетах — в то время все рисовали вручную. Часто подобные заказы получал Художественный фонд СССР — структура Союза художников СССР, через которую распределялись заказы на оформление городских праздников, общественных помещений. Как правило, в него входили лучшие художники Союза», — рассказывает директор Московского музея дизайна Александра Санькова.
Новогоднее убранство города складывалось из трех компонентов: освещения, агитационных плакатов и главного атрибута праздника — елки.
Катание детей на тройке в парке «Сокольники». 1955 год
(Фото: Леонид Великжанин и Николай Рахманов / Фотохроника ТАСС)
Освещение
После Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в 1957 году впервые прошедшего в Москве, в Советский Союз все чаще стали приезжать иностранные туристы, что, безусловно, влекло за собой необходимость подтянуть Москву, в том числе в освещении, до мирового уровня. «Иллюминация перестала использоваться исключительно по большим праздникам и стала неотъемлемой частью массовой агитации: в дни годовщин революции главные здания столицы украшались праздничными огнями, освещавшими гигантские профили вождей. Бурное развитие промышленности давало возможность рапортовать о достижениях плакатами и перетяжками с лозунгами, цифрами и девизами, призывавшими к новым трудовым достижениям», — говорит генеральный директор светотехнической компании L1 Group Иван Федянин.
В послевоенное время стали появляться первые проекты иллюминации, которой занимались Мосгороформление и фабрика «Газосвет». С конца 1940-х и вплоть до начала перестройки лампочки специально раскрашивали в синий, желтый и красный цвета.
«Никаких изысков в светодизайне советские инженеры еще не знали, тем не менее на фоне слабоосвещенной и серой будничной Москвы предновогодний период становился для жителей особенным. Богатой подсветкой отличались Крымский мост, улица Горького (ныне Тверская), Большой театр и, конечно, Красная площадь», — вспоминает глава бюро MAD Architects Мария Николаева.
Растяжки и плакаты
Новогоднее убранство Москвы в советские годы было подчеркнуто сдержанным и скорее напоминало декорации к политической демонстрации — фасады домов, праздничные елки украшали плакаты с политическими лозунгами («Коммунизм победит!») и строчками из пионерских песен («Близится эра светлых годов»).
Поздравительная открытка с Новым, 1959 годом
(Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)
Елки
С начала 1960-х годов на улицах устанавливали преимущественно живые ели, которые выращивались в подмосковных хозяйствах. Самые крупные стояли на главных площадях города и возле стен Кремля. Праздничные деревья устанавливали также на катках по всему периметру Бульварного кольца, их украшали фонариками, флажками из бумаги, картона, реже — из ткани. Под елкой всегда ставили ватных Деда Мороза и Снегурочку, которых позднее стали делать из папье-маше, а начиная с 1970-х годов — из пластика. В 1980-е годы много игрушек стали производить елочных из дутого стекла.
Елочные игрушки 1930-х годов выглядели соответственно историческим реалиям: парашютисты из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР». В 1937 году в Харькове была выпущена серия елочных шариков с изображением членов политбюро. В годы Великой Отечественной войны елки украшались солдатами, танками, пистолетами, собаками-санитарами. После войны елочные игрушки снова стали «мирными». В 1949 году к юбилею Александра Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта.
В начале 1950-х годов изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей, появились сказочные персонажи — Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери — белочки, медведи, зайцы. Тогдаже появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. В 1960-е годы, в разгар «кукурузной кампании» Никиты Хрущева на елки вешали початки кукурузы и «снопы пшеницы». В новогодних украшениях также нашло отражение освоение человечеством космоса: появились спутники, космонавты, ракеты, шарики с рисунками на космическую тематику. В 1960-е годы начали производить первые электрические елочные гирлянды.
Основными местами притяжения горожан с 1950-х годов и по сей день в городе были ярмарки. Традиция жива и сегодня — праздничные ярмарки устраиваются у Кремля, на Старом Арбате и в ряде других популярных у москвичей и туристов мест. Еще одной традицией стала организация игровых площадок на Красной площади — ледяные горки, катки, хороводы, которые действовали с конца декабря и до 10-х чисел января.
Новогоднее представление в Кремлевском Дворце съездов. 1976 год
(Фото: Олег Иванов и Борис Кавашкин / Фотохроника ТАСС)
Автор:
Ольга Мамаева.