Благоустроить Россию: 5 историй о молодых архитекторах из разных городов

Графические дизайнеры, мебельщики, стрит-артисты — «РБК-Недвижимость» рассказывает о тех, кто сегодня занимается благоустройством российских городов

Фото: Зотин Игорь, Кавашкин Борис/Фотохроника ТАСС

До конца года в 15 российских городах завершится благоустройство ключевых общественных пространств — улиц, площадей, набережных, парков. Их проектированием занимались молодые архитектурные бюро из разных регионов России — победители национального архитектурного конкурса, который этой весной провели АИЖК, КБ «Стрелка» и Минстрой России.

Многие команды задолго до этого успели заявить о себе за пределами родных городов. «РБК-Недвижимость» рассказывает о пяти из них.

«План_Б» (Ярославль)

Сергей Фомин и Александр Качалов

(Фото: План_Б)

О бюро

Архитектурное бюро «План_Б» основали в 2015 году выпускники Ярославского государственного технического университета Александр Качалов и Сергей Фомин. Прежде чем открыть собственное дело, оба 13 лет проработали в ведущих архитектурных бюро Ярославля — «Концептор», «Центрпроект», «ДК», участвовали в крупных городских проектах (конкурсный проект реконструкции площади Волкова, конкурсный проект реконструкции гостиницы «Юбилейная»).

«В какой-то момент захотелось большей самостоятельности, свободы самовыражения. Естественным результатом этого желания стало создание собственного бюро, — рассказывает Александр Качалов. — На первом этапе мы организовали творческое объединение и начали в свободное от работы время участвовать в конкурсах, создавать концептуальные проекты без опоры на реальный заказ. Мы с Сергеем придерживаемся примерно одних взглядов на профессию, требуемое качество архитектуры. Постепенно наши старания стали приносить видимые результаты, и неформальное творческое объединение превратилось в полноценное архитектурное бюро».

Первые заказы были в области дизайна интерьера частных домов и магазинов, со временем архитекторы увлеклись проектирвоанием общественных пространств. За пределами Ярославля о «Плане_Б» узнали благодаря победе в конкурсе на благоустройство части Тверской улицы от Пушкинской площади до Триумфальной площади, а также 1-ой Тверской-Ямской улицы в Москве. Сейчас в рамках коллаборации с КБ «Стрелка» архитекторы разрабатывают еще несколько проектов благоустройства ключевых территорий Липецка и Ярославля.

Визуализация проекта благоустройства Тверской улицы в Москве

(Фото: План_Б)

О кумирах

Во время учебы в институте Александра и Сергея увлекала экспрессивная архитектура, жанрово близкая к работам Захи Хадид, Эрика ван Эгераата. «Хотелось делать нестандартные, даже шокирующие вещи. Но постепенно мы стали предпочитать иконической вербальную архитектуру, которая не обладает такой яркостью, как деконструктивистские постройки, но несет более глубокие смыслы. Главными ориентирами стали Дэвид Чипперфильд, Джон Поусон, некоторые представители чилийской архитектурной школы — Хуан Агустин Соза, Себастьян Ираррцавал, Алехандро Аравена. Помимо безупречной цельности всех функциональных и пространственных составляющих в их архитектуре, нам также импонирует «правдивый» подход к материалу», — говорит Качалов.

В своих проектах архитекторы стараются отдавать предпочтение «сырым» и «открытым» материалам, которые не нужно защищать от жизни. «Мы ценим правдивость бетона, седеющего дерева, оксидированной стали, — отмечает Александр Качалов. — Нам также интересно заниматься и социальной архитектурой, но в провинции решающую роль в выборе подхода к ответам на социальный заказ, как правило, играет девелопер. А он предпочитает языку диалога с будущими пользователями кандовый безадресный подход, упрощающий ему жизнь и приносящий большую прибыль — за счет экономии времени».

О будущем архитектуры

«Современная российская архитектура — ведома, — считает Александр Качалов. — Сегодня ее роль — ретрансляция и интерпретация мировых трендов, от интеллектуальной до коммерческой. Это не хорошо и не плохо, просто таков результат влияния истории, возможностей и менталитета. Но и она — неоднородна. В направлении от «столиц» к провинциям частота своевременности меняется, практически до минимума выкручивая запрос на новое».

Ситуация может выровняться лишь в том случае, если появятся потребности в переменах, уверен архитектор. «Это впрямую зависит от готовности и возможности людей трансформировать свой культурный код в стремлении к лучшей жизни, — говорит он. — Роль архитектора в этом процессе — быть проводником, готовым предложить не только варианты пути, но и жертвовать свои жизненные силы и, что невозможно восполнить, жизненное время».

Modul (Москва)

Коллектив бюро Modul

(Фото: Modul)

О бюро

Архитектурное бюро Modul основано в 2014 году выпускником МАРХИ Родионом Праздниковым. Компания с самого начала развивала междисциплинарную практику: от создания предметов мебели (у бюро есть свое столярное производство) и разработки интерьеров до градостроительных концепций. При этом во всех проектах архитекторы предпочитают работать с натуральными материалами — деревом, камнем, керамическим кирпичом, стеклом, металлом.

«С большинством наших заказчиков я познакомился, занимаясь частной практикой и нарабатывая круг постоянных клиентов, — рассказывает Праздников. — Например, для одного из них я несколько лет назад сделал интерьер квартиры, а совсем недавно он заказал нам проект ревитализации территории бывшей туристической базы в современный комплекс для загородного отдыха на реке Пахра в Подмосковье. На территории комплексе будет бассейн, СПА центр, фитнес-зал, ресторан и многофункциональное выставочное пространство».

Для другого нашего постоянного заказчика Modul недавно сделали проект коттеджного поселка с фитнес-центром, эллингом, парком, соединенными единым пешеходным маршрутом, вблизи Истринского водохранилища. Архитекторы представили модель нового формата — покупатель может сам собрать свой участок, выбрать его функциональное насыщение, типоразмер дома и его отделку.

«К нам часто обращаются наши партнеры по смежным работам, так как знакомы с нашим подходом к делу изнутри и заказывают презентационные пространства, офисы. Одим из примеров такого сотрудничества — является проект конверсии складского здания в современный шоу-рум, находящийся в подмосковном Воскресенске. Стояла амбициозная задача создать мощную точку притяжения, распространяющую свое влияние на региональном масштабе. Мы попытались сделать интересное, современное, многофункциональное пространство, которое поможет выйти из узких рамок привычного формата презентации продукции и создать иной образ фирмы в глазах своих клиентов — современный выставочно-событийный центр непосредственно при производстве», — говорит основатель бюро Родион Праздников.

Весной этого года бюро выиграло конкурс на лучший проект благоустройства трех кварталов в центре Волгограда. Кроме того, КБ «Стрелка» заключило дополнительный контракт с архитекторами на разработку концепций развития улицы Мира, Сурского сквера и части Комсомольской улицы до набережной Волги.

Интерьер шоу-рума в Воскресенске

(Фото: Modul)

О кумирах

Российские архитекторы, на которых старается ориентироваться Праздников, — Юрий Григорян, Владимир Плоткин, Сергей Скуратов, Александр Бродский. Двое из них — Юрий Григорян и Владимир Плоткин — его педагоги, у которых Родион учился в Архитектурном Институте. «От них я перенял привычку постоянно подвергать критике собственные идеи, уметь отказываться от того что сделал в пользу лучших проектных решений. На мой взгляд, это один из самых важных навыков для архитектора», — говорит архитектор.

Из западных современных архитекторов Праздников с коллегами следят за творчеством ОМА, David Chipperfield Architects, Herzog & de Meuron, Peter Zumthor. «Вообще, мы поклонники голландского и швейцарского подхода к архитектуре, — признается основатель Modul. — Она очень точная, деликатная, сомасштабная человеку и в тоже время очень новаторская. Все эти примеры ориентируют нас работать над качеством продукта, максимально продумывать все детали и нюансы на несколько ходов вперед».

О будущем архитектуры

«Хочется верить, что архитектура будущего — это симбиоз технологий и художественного видения архитектора. Технологии сейчас позволяют сделать то, что еще сто лет назад казалось невозможным. Необходимо внедрять новые материалы, новые инженерные и проектировочные решения, а задача архитектора — соединить их с творческой составляющей.

В наших проектах мы учитываем временные сценарии — останетсяли сооружение или дизайн актуальным через 10-20 лет, будетли возможно совершать преобразование, изменить направление использования. Мы верим, что хотя современная жизнь ускоряется, и архитектура становится более утилитарной, унифицированной, авторское художественное видение и качество проектирования, проработанность каждой детали всегда будут востребованы. Возможно, многое в архитектуре будет стоять на стыке реальности и виртуальности — медиа-пространства, мы начнем рассматривать ее как социальный интерфейс, прорывы в области физики материалов будут диктовать новые строительные принципы, а невостребованные ранее функции найдут новое воплощение в совершенно неожиданной форме.

Массовая 3D-печать зданий на недостижимом для человека уровне точности, которая сейчас находится на начальном этапе развития, уже в ближайшем будущем раскроет перед архитекторами и застройщиками новые горизонты. В разы сократятся сроки строительства и его материалоемкость, а, следовательно, экономическая эффективность таких проектов обратно пропорционально возрастет», — рассказывает Родион Праздников.

«Бюро СтаниславаГоршунова» (Нижний Новгород)

Станислав Горшунов

(Фото: «Бюро Станислава Горшунова» )

О бюро

Основатель и идейный вдохновитель «Бюро Горшунова» — Станислав Горшунов — открыл собственное дело в 2006 году. Учась в Нижегородском Архитектурно-строительном университете, он стажировался у Александра Скокана в бюро «Остоженка», был участников архитектурной биеннале в Венеции.

Первым проектом бюро стал развлекательный комплекс «Премио» на Нижне-Волжской набережной в Нижнем Новгороде (2009). В архитектуре здания был использован прием ступенчатости, когда вышерасположенные этажи смещаются относительно друг друга в сторону склона — таким образом автор «вписал» постройку в существующий природный ландшафт. Дальше были частные дома, общественные и жилые здания, интерьеры, проекты благоустройства.

«В каждый объект мы пытаемся преподнести дух места, его идентичность. Не могу понять, нашелли я свой собственный стиль или авторский почерк. Некоторые друзья- архитекторы часто говорят «это в вашем стиле», но мне кажется, что я нахожусь в постоянном поиске — не могу остановится, начинаю скучать. Например, разрабатывая архитектуру и дизайн интерьера торгового центра на Советской площади в Нижнем Новгороде, мы решили поэкспериментировать. Пошли по пути советских бумажных модернистов 30-х годов — попробовали соединить в одном проекте современную скульптуру и строгие архитектурные формы», — говорит Горшунов.

«Бюро Горшунова» работает в основном в Нижнем Новгороде, хотя у компании есть некоторые проекты и за рубежом, например,здание хостела в Англии. «У регионов не так много денег, и это нас дисциплинировало создавать недорогую, но качественную архитектуру. Так, мы уже продолжительное время работаем над спортивной базой «Изумрудное» на Горьковском водохранилище, где в новых условияхоттачиваем свое мастерство», — рассказывает Станислав.

Сегодня архитекторы «Бюро Горшунова» работают над проектом благоустройства главной пешеходной улицы Нижнего Новгорода — Большой Покровской и рассчитывает продолжить практику в области благоустройство общественных пространств.

Развлекательный комплекс «Премио» на Нижне-Волжской набережной. На заднем плане нижегородский Кремль

(Фото: «Бюро Станислава Горшунова»)

О кумирах

Станислав Горшунов признается: «Мне всегда очень нравился Оскар Нимейер — как его архитектура, так и его размышления о жизни. В одном из своих интервью — ему тогда было 100 лет — Нимейер сказал: «Архитектура важна, но жизнь важнее». Мне эти слова показались настоящими. Чтоб творить, нужно жить, черпать вдохновение из нее и — создавать».

О будущем архитектуры

«В ближайшие десятилетия архитектура будет развиваться в сторону большей технологичности, в том числе, использования биотехнологий, и это хорошо, потому что у архитектора появится больше инструментов для реализации самых безумных идей. Хотя когда это дойдет до России, трудно сказать. Хотелосьбы, чтобы побыстрее», — говорит Станислав Горшунов.

Concrete Jungle (Владивосток)

Коллектив бюро Concrete Jungle

(Фото: Concrete Jungle)

О бюро

«Наше бюро возникло как стрит-арт проект — его придумали я и Вадим Герасименко. Поначалу о создании архитектурного бюро не было и речи, все получилось случайно. Я тогда учился в Дальневосточном федеральном университете на архитектора, а Вадим — на графического дизайнера. Когда закончили университет, открыли свою мастерскую и постепенно начали заниматься архитектурой», — вспоминает Феликс Машков.

Сейчас в бюро работает 30 человек, при этом архитекторов всего пять, остальные сотрудники — дизайнеры, инженеры, деревообработчики, ИТ-специалисты. «Наша особенность — в междисциплинарности. Мы пытаемся сократить цепочку между проектированием и производством. Большинство архитекторов понятия не имеет о том, что такое строительство. Простой пример — почти никто из архитекторов не знает, что листовой металл охлаждается в масле. Между тем, в ходепостиженияпроизводственных тонкостей рождаются интересные архитектурные решения. Например, наблюдая за процессом фрезеровкиметалла, мы сделали павильон «Лотос», который представлял Приморский край на Восточном экономическом форуме летом 2016 года. Его «фишка» в том, что он сделан из сборных стальных и деревянных конструкций. По сути, это трехмерный узел, зафрезерованный как скульптура. То есть способ производства задал форму конструкции.Но дело не только в эстетике: когда архитектура и производство разъединены, совокупная стоимость проекта получается очень высокой», — говорит Машков.

Проект благоустройства общественных пространств фабрики «Заря» во Владивостоке

(Фото: Concrete Jungle)

О кумирах

«Мои личные кумиры — архитектурные бюро Morphosis и Bjarke Ingels Group, хотя, как ни парадоксально, они являются полными противоположностями, — рассуждает Феликс Машков. — Morphosis — это пример того, как можно быть архитектором и художником одновременно. Всякое их здание — как узнаваемая картина: ты всегда чувствуешь фирменный почерк, а добиться этого очень непросто. У Bjarke Ingels Group, напротив, нет никакого почерка, потому что они не натягивают каждый проект на свой стиль, а стараются максимально мимикрировать под существующий контекст, всякий раз изобретая что-то остроумное. Наша компания тоже идет по такому пути — мы считаем, что гораздо интереснее и правильнее вписываться в уже существующий контекст. Бьярке Ингельс мне еще нравится тем, что он любит делать большие красочные презентации, рассказывать о своих проектах, вообще много говорить — это у нас с ним общее».

О будущем архитектуры

«Архитектуру меняют не архитекторы, а строительные материалы, технологии, инженерия, — уверен основатель Concrete Jungle. — В ХХ веке, когда самые знаковые постройки проектировали в первую очередь инженеры, это стало особенно заметно. Появление 3d-печати пока не произвело революцию в строительстве, но она впереди. Скоро мы будем распечатывать дома на принтере, и это повлечет за собой ряд изменений, в том числе, в облике зданий. Например, я думаю, в домах будущего не будет прямоугольных окон — только круглые, потому что их проще распечатывать».

ПМ «Архитек» (Оренбург)

Наталья Ибрагимова

(Фото: ПМ «Архитек»)

О бюро

Проектная мастерская «Архитек» основана в 2006 году выпускницей Оренбургского университета Натальей Ибрагимовой. «Почему решила создать свое бюро? От безысходности. Туда, где я хотела работать, меня не брали, а там, где брали, я не хотела работать сама. Пришлось пуститься в одиночное плавание. В какой-то момент ко мне присоединился мой супруг — он не архитектор, занимается финансовой деятельностью бюро. Так что теперь это семейный бизнес», — рассказывает Наталья.

Первые проекты, как и у всех начинающих архитекторов, были небольшие — выставочные и торговые павильоны, интерьеры домов, небольшие коттеджи. Настоящий успех и признание коллег принес проект реконструкции здания магазина «Океан». «Здание расположено в историческом центре Оренбурга, в тот момент, когда мы занялись его реконструкцией, оно было в полуаварийном состоянии. Заказчик хотел переоборудовать его в ресторан. Поскольку речь шла об историческом здании, мы постарались отнестись к нему максимально бережно, но от постройки остался фактически только остов. Мы надстроили фасад, сделали колоннаду, сохранив изначальный масштаб сооружения», — говорит архитектор.

Сегодня в портфеле бюро общественные здания, рестораны, гостиницы, есть объекты градостроительного плана — проекты планировок поселков на 8 тыс. и 5 тыс. жителей, а также масштабный региональный объект — рекреационно-оздоровительный комплекс в Соль-Илецке (сейчас строится первая очередь). Среди объектов благоустройства — реконструкция пешеходной улицы в центре Ставрополя, реализованная в 2015-2017 году. За последний «Архитек» получил золотую медаль VII Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре.

Тема благоустройства городской среды продолжена в совместной работе ПМ «Архитек» и КБ «Стрелка» — проекте благоустройства набережной реки Урал, место основного притяжения горожан, расположенного в исторической части города. Кроме того, в рамках реализации федеральной программы по формированию комфортной городской среды, ПМ «Архитек» совместно с КБ Стрелка выполнило дизайн-проекты благоустройства проспекта Парковый и Парка Железнодорожников им. В. И. Ленина. Теперь территории от железнодорожного вокзала до Советской улицы соединятся с набережной и создадут связь непрерывных общественных пространств, оснащенных всей необходимой инфраструктурой.

Визуализация проекта благоустройства центра Ставрополя

(Фото: ПМ «Архитек»)

О кумирах

«Я люблю простые функциональные решения в архитектуре, такие, как у Дэвида Чипперфильда. В его зданиях подкупает простота, логика и ясность. Очень нравится все, что делает Бьярке Ингельс — на мой взгляд, это вообще один из самых остроумных архитекторов мира, он всегда находит неожиданные повороты, оправданные и понятные даже для непрофессионалов. В основном, изучая и рассматривая работы всемирно известных архитекторов, учишься анализу и логике, пытаешься понять ход мыслей автора и часто ловишь себя на мысли, что делаешь не архитектуру, а задаешь сценарий использования, отвечающий времени», — признается Наталья Ибрагимова.

О будущем архитектуры

«Думаю, через десять-пятнадцать лет технологии строительства радикально изменятся. Мы сейчас мыслим стенами, блоками, монолитом — им на смену придут бионические конструкции, — рассуждает архитектор. — Вообще, главный тренду архитектуры будущего — слияние с природой, подражание природным формам и забота о сохранении окружающей среды. Мы видим это уже сейчас — самые передовые бюро используют энергосберегающие технологии, натуральные материалы, отказываются от мегаломании в пользу естественных форм и соразмерных человеку масштабов».

Автор:
Ольга Мамаева.

Источник

Похожие объекты...